Mestre Camisa (Местре Камиза)

"Капоэйра тесно вплетена в мою душу"

     Камиза (Jose Tadeu Carneiro Cardoso) родился 28-го октября 1955 г. на ферме Эстива (Estiva) недалеко от городка Якобина (Jacobina) в самом центре Баии (Bahia). Его отец был пастухом, а мать домохозяйкой. В семье было десять детей, всего - 5 девочек и 5 мальчиков, они росли все вместе. Любимым занятием мальчишек были верховая езда и капоэйра. Они имитировали известных капоэристов, которые могли своими движениями разогнать 2-х, 3-х или даже 10 человек.

      В 1963 г. его старший брат, Camisa Roxa (Edvaldo Carneiro e Silva), начал обучать младших некоторым приемам, которые он усвоил в академии Местре Бимбы (Mestre Bimba) в Сальвадоре (Salvador), куда он уезжал, чтобы закончить свое образование. Эти уроки привлекали всех окрестных детей: братьев, кузенов, пастухов, которые тоже интересовались капоэйра. Они практиковались во дворе, в лесу, у пруда, на берегах реки и даже в воде.

      Смерть отца в 1964 г. заставила семью переехать в Сальвадор. Мальчику, привыкшему к свободной деревенской жизни, было непросто адаптироваться. Маленький Tadeu впервые попал в квартиру, столкнулся с различными обычаями "большого города", был обязан следовать жесткому расписанию в школе и делать домашние задания. Все это страшно претило ему до тех пор, пока он не нашел в том же районе, где жил (Liberdade), роду Местре Вальдемара (Mestre Waldemar) и Местре Трайра (Mestre Traira). Камиза начал изучать уличную капоэйра (capoeira de rua), которая помогла ему приобрести некоторый опыт двуличной игры. На футбольном поле сахарного комбината и на площадке школы Пираха (Piraja) он открыл в себе способности к преподаванию, создал небольшой класс и стал обучать капоэйра уличных мальчишек своего района.

      В то же время, старший брат, Камиза Роха, посоветовал матери отвести его в академию Местре Бимбы, так как мальчик прогуливал занятия в школе, допоздна задерживался, играя на улицах Баии и попадая в самые неблагополучные места. Он играл везде, где находил капоэйра. На том и порешили: он мог заниматься с Местре Бимба, только если посещал школу. Это сработало, но на выходных он продолжал заниматься со своими соседскими друзьями. Вскоре они стали хорошо играть в родах (roda) во время "festa de reis" - традиционном празднике района Лапинья.

      Для детворы из Баии капоэйра, как футбол, стеклянные шарики, воздушный змей или волчок - все о ней знают. Несмотря на то, что Камиза был уже не новичком, когда попал в зал к Бимбе, он прошел через ритуал инициации: учитель взял его за руки, обучая движению в джинге (ginga). Они двигались вместе, затем, после нескольких проверок ("agachamento", "queda de rins", "passada de pes por cima da cadeira"), попросил более опытного ученика показать новичку "Связки Бимбы" ("Sequencia de Bimba"). Камиза Роха стал обучть этим связкам младшего брата, а тот без труда повторять их. С этого момента Камиза начал быстро развиваться. В тот же месяц, он прошел аттестацию (Batizado) у Каланго (Calango), согласно традициям капоэйра.

      Такое увлечение капоэйра заставляло Камизу все усерднее совершенствовать технику. Тот факт, что он был братом Камизы Роха, давал дополнительный стимул к прогрессивному росту изо дня в день. Камиза никогда не пропускал занятия в академии Местре Бимбы. Только однажды он отсутствовал - пришлось проводить обратно в Эстиву тяжело больную мать. Он очень быстро эволюционировал и стал выпускником академии в 1969 г. в возрасте 14-ти лет, вместе с Macarrao, Onca Negra и Torpedo; сестра Noemilde стала его крестной матерью. По этому поводу устроили грандиозную вечеринку в Amaralina с повествованием традиционных историй, ритуалами, испытанием огнем, бенгелой (benguela), игрой со знаменитыми капоэристами, из числа старых выпускников, и самбой (roda de samba) до рассвета.

      Параллельно с тренировками в академии у Местре Бимбы Камиза участвовал в национальных праздничных шоу, так популярных в то время в Баии. Они включали в себя показ самбы, "puxada de rede", "candomble", макулеле и капоэйра. Шоу напоминали театральные представления, выступало около 50-ти человек - актеров, танцоров и капоэристов. Их можно было увидеть в концертных залах, театрах, на дискотеках, в клубах и на телевидении. По всей Бразилии и за ее пределами. Камиза состоял в группах "Viva Bahia", " Ogundele" и "Olodum Mare" (последней руководил его брат - Камиза Роха).

      Тогда они составляли одну компанию с Lua Rasta, Vilobaldo, Cobrinha do Pastinha, Manoel pe de bode, Joao Grande, Mistura Fina, Lucidio, Pampone, Sergio Tata и прочими известными капоэристами. Одно из самых приятных воспоминаний Камизы о том времени - это шоу "Herancas de Angola" в театре Viva Velha в Сальвадоре. Тогда Местре Жоао Гранде (Joao Grande) выбрал его, чтобы они вдвоем открыли спектакль игрой "ангола".

Местре Камиза, 16 лет      В 1972, Когда Камизе было 16 лет, компания "Olodum Mare" после тура по Бразилии с шоу "Furacoes da Bahia" (Ураган из Баии) приехала на полугодовой сезон в Рио-де-Жанейро. Они выступали в Canecao, театре Opiniao и в городском театре Niteroi, в то же время репетировали шоу для тура по Европе. Тогда труппа из 40 человек жила в старом студенческом общежитии в Лапа (Lapa), затем в Hospedaria Sul America тоже в Лапе, позже они сняли целый дом на улице Laranjeiras. В промежутках между спектаклями и репетициями Камиза использовал время, чтобы познакомиться с капоэйра Рио-де-Жанейро. Вместе с участниками шоу, в том числе с Gatinho, Fernandinho, Lustroso, Flecha, Sarigue, Roberto, он посещал городские роды. Первая же рода, на которую он
пришел, была организована групой Senzala. Она проходила по субботам. Он знал оттуда нескольких человек еще по Баии. Он побывал на всех родах в пригородах, познакомился со всеми мастерами и собирался наведаться в академии капоэйра. Подошло время отъезда группы в Европу, и, по соглашению, Камиза должен был вернуться в Сальвадор, к повседневной жизни, и закончить там свое обучение. Старший брат оплатил ему три дня в гостинице, автобусный билет до Баии и оставил деньги на еду. Но Камизе было предначертано жить в Рио, он полюбил этот город, его культуру и людей. Ему нравились эти пляжи, климат, самба - все! Но главными аргументами за то, чтобы там остаться, были решение Местре Бимбы уехать в Гояс (Goias) и гастроли его брата и идола Камизы Роха по Европе. Камиза разорвал билет и спустил его в канализацию. Через неделю он оказался на улице и без денег. Стыдясь попросить знакомых о помощи, он изображал путешественника и спал два дня под открытым небом. Затем он вспомнил об Артуре, с которым познакомился, когда жил на улице Laranjeiras, все ему рассказал. Друг тайно разместил Камизу на полу маленькой комнаты. Камизе приходилось возвращаться поздно ночью, а уходить до восхода солнца, поскольку жильцам не позволяли вселять в свои комнаты других людей. Это были тяжелые дни, но Камиза только укрепился в желании работать с капоэйра в Рио-де-Жанейро. Напротив Casarao da Hospedaria, на улице Cardoso Junior располагалась академия Judo Nissei, владели которой два тренера Харольдо (Haroldo)и Мараньао (Maranhao), отлично игравшие на беримбау и участвовавшие в постановках Камизы Роха. Камиза отправился туда, снова описал свою ситуацию, попросил вести тренировки по капоэйра и разрешения ночевать в зале. Мараньао согласился и вывесил на двери табличку с надписью "уроки капоэйра". Первым записавшимся был "Gaucho" (человек с юга Бразилии), который был на спектакле Баии в Rio Grande do Sul и по чистой случайности жил на той же улице, где располагалась академия. Половина денег уходила академии, половина оставалась Камизе. Первая зарплата была пущена на рекламу. Теперь у него была крыша над головой и еда - он смог погрузиться в череду каждодневных тренировок.

В клубе Asa em Botafogo. Black, Mestre Ezequiel, Arara, Eco, Macarrгo, Clбudio Morreno, Roberto Aquino, Mestre Acordeon, Mestre Camisa      В группу Senzala Камиза попал случайно. Он продолжал посещать субботние роды и теперь брал с собой своих учеников. Как-то раз у него вышел спор с одним из участников, который стал его прогонять, говоря, что тот не принадлежит к школе Senzala. Тогда другой "сенцалец" заступился за Камизу, объяснил, что он из Баии, ученик Местре Бимбы и брат Камизы Роха, которому они многим обязаны (он учил, тренировал их, приводил во все роды и знакомил со старыми мастерами Баии, когда они приезжали в Сальвадор). С этого момента Claudio, Danadinho, Borracha, Preguica и другие, подняв много шума, приняли Камизу в группу Senzala. Таким образом, в 18 лет в 1973 году он получил красную веревку преподавателя. В Баии у него не было кордао (веревки), у Местре Бимбы он еще не прошел аттестацию. Там капоэристы использовали простые тонкие веревки или шнурки, чтобы держались штаны.

      Камиза проработал в Senzala 13 лет. Вскоре после принятия, Gato уступил ему несколько собственных часов, и Камиза стал преподавать в ассоциации. Он очень быстро стал важным членом команды и долгие годы был ответственен за проведение субботних род. Первые из его учеников (Claudio Moreno, Arara и Mula) получили красные кордао в 1977 в Guanabara Club. Никто из них, даже Камиза, не достигли того возраста, когда присуждается звание мастера. Все они были простыми учителями. Работа шла, Камиза разрабатывал свою технику и методы преподавания, он стал авторитетом среди капоэристов Рио-де-Жанейро. Параллельно продолжались выступления в шоу, театральные роли, показы на выставках.кадр из фильма Cordao de Ouro Камиза снялся в фильме Antonio Carlos Fontoura "Cordao de Ouro" (Золотая веревка), сыграв Огума (Ogum), который проводил обряд посвящения главного героя, чью роль исполнил Нестор Капоэйра (Nestor Capoeira). Они с Нестером провели вместе целый сезон в доме отдыха, тренируясь для съемок. В 1982 году, по случаю открытия "Circo Voador" в Ипанеме, Камиза с учениками и актерами Chico Dias (Bem-te-Vi) и Claudio Balthar (Parafina) поставил спектакль "Cantas e Dangas da Terra", рассказывающий о бразильской культуре и, главным образом, о капоэйра.

      Впервые приглашение за границу пришло от Камизы Роха. Камиза отправился в Европу и провел там много времени, участвуя в шоу своего брата. В других странах эти шоу пользовались большой популярностью. Многие хотели посмотреть, поучиться, ближе познакомиться с капоэйра. Камизе приходилось давать уроки в театрах, в которых они выступали. Потом его стали приглашать давать недельные, двухнедельные и даже месячные курсы. Сначала заинтересовались в Германии и во Франции, но тогда у Камизы не было учеников достаточно высокого уровня, чтобы позволить им ехать и преподавать за пределами Бразилии. С течением времени они появились. Он готовил профессоров (professor), чтобы они могли выступать и тренировать в Европе.

      Камиза, воспользовавшись огромным пространством Circo Voador в Лапе, провел в 1984 году Первый Национальный Семинар Искусства Капоэйра, который охватывал все области капоэйра. В нем участвовали лучшие мастера Баии и множество капоэристов со всей Бразилии. На протяжении недели проводились лекции, испытания, происходил обмен опытом, и участники имели возможность играть капоэйра круглые сутки.

      К середине восьмидесятых Местре Камиза стал видной персоной в бразильском и мировом сообществе капоэйра. Его знали не только за отличную технику, но и как неутомимого исследователя. Он создал собственную методику и современную систему обучения капоэйра. Его главной целью было создание большой профессиональной школы. Но для этого капоэйра должна была завоевать уважение и занять заслуженное видное место в бразильской культуре.

      В 1986 Местре Камиза отделился от группы Senzala и перешел в группу Capoeirarte. Но через два года он почувствовал необходимость в создании большой организации, могущей оказывать капоэристам помощь в вопросах проживания и питания, психологическую поддержку, решать те проблемы, которыми он сам столкнулся по приезде в Рио. Это должна была быть не просто группа, а настоящая школа капоэйра. Так, в 1988 году, появилась ABADÁ-СAPOEIRA (Бразильская Ассоциация Поддержки и Развития Искусства Капоэйра), главной задачей которой стало формирование профессиональных капоэристов.

      Основания ABADÁ-CAPOEIRA позволило Местре Камизе уделить больше внимания социальной стороне вопроса. Появилась возможность не только поддерживать собственных учеников, но и проводить общественные акции помощи неблагополучным слоям населения. Сейчас ABADÁ-CAPOEIRA является самой известной организацией, занимающейся продвижением бразильской культуры, в Бразилии и за ее пределами. В ней состоят более 500 профессоров во всех бразильских штатах и представители 36-ти стран. Итого, около 50-ти тысяч человек.

     












Интервью с Местре Камизой

     Ракель Сильва: Местре Камиза, что изменилось в Вашей жизни с тех пор, как вы прибыли в Рио-де-Жанейро?

     Местре Камиза: Все и еще чуть-чуть. Единственное, что не поменялось, это мое желание, чтобы капоэйра ценили и уважали в каждом уголке мира и Бразилии.

     РС: Капоэйра достигает этого признания?

     МК: Да, многие сегменты были одобрены, но не хватало согласия. Люди замечали и интересовались капоэйра, но не понимали составляющих ее аспектов. Ее культурное значение огромно: история, разнообразие, искусство, движения, игра и, главное, способность притягивать и объединять людей. К капоэйра стали лучше относиться, когда узнали о ней больше. Теперь капоэриста осталось только готовиться и заполнять открывающиеся просторы.

     РС: Готовиться каким образом?

     МК: Капоэристам нужно хорошо чувствовать момент, пользоваться возможностью продвигать капоэйра. Они должны учить, исследовать, знать все аспекты капоэйра и развивать ее в тех местах, где они преподают. Изменять программу, продумывать уроки, быть готовыми к любым вопросам учеников. Сегодня хорошей техникой не обойдешься.

     РС: То есть?

     МК: Раньше попасть в штат школы, клуба или хорошей академии было трудно. Теперь же они сами ищут профессоров. Что-то поменялось. Общество осознало пользу, которую дают регулярные занятия капоэйра. Теперь есть возможность работать с различными заведениями, университетами, театральными группами, центрами, клубами, академиями и т.п. Для этого нужна минимальная специализация, знания и умение учить. Необходимо учитывать, что конкуренция растет. Тому, кто не будет подготовлен, придется искать другую профессию.

     РС: Расскажите немного о методах преподавания в ABADÁ-CAPOEIRA .

     МК: Все что я могу сказать, это то, что ABADÁ - профессиональная школа капоэйра. Не все ее участники посвящают себя преподаванию, но они подготовлены к тому, чтобы учить. У нас простые и эффективные методы. Благодаря им любой может научиться играть капоэйра, вне зависимости от конституции, возраста и национальности. Любой может найти путь, учитывающий его способности. Метод очень динамичный, регулярно дорабатываемый и дополняемый советом ведущих профессионалов каждые два года. Остается только практиковаться.

     РС: Что сейчас происходит в ABADÁ-CAPOEIRA и какие ваши планы на будущее?

     МК: ABADÁ, слава Богу, процветает. Доказательством служит огромное количество вновь пришедших. Мы готовимся отметить 20-ти летний юбилей ABADÁ-CAPOEIRA . Наш штат и раньше постоянно пополнялся, а сейчас у нас и в новом поколении появляются отличные капоэристы. Это видно по отточенной технике, работе и соревнованиям. Сейчас мы пожинаем плоды своих многолетних трудов по раскрутке культуры капоэйра. Например, к Пятым Всемирным Играм мы собираемся выпустить четыре книги, одна из них на Иврите, Инструктора Дорона (Instructor Doron) из Израиля. Он описывает историю капоэйра глазами воспитанника ABADÁ.

     РС: Вы уже говорите о 20-ти летии ABADÁ, но в этом году будет большой праздник по случаю Вашего пятидесятилетия. Вы к нему готовитесь?

     МК: Я готовлю себя лишь к следующим 50-ти годам жизни. Но вся команда ABADÁ-CAPOEIRA стоит на ушах и собирается поздравлять меня. Скоро выйдет CD c историей моей жизни, потом пройдет Шестой Международный Конгресс Капоэйра и Пятые Всемирные Игры. Так что у нас есть что праздновать.

     РС: Как вы себя чувствуете, имея полвека за спиной?

     МК: Мне это странно, я себя не осознаю пятидесятилетним. С другой стороны, я точно могу сказать, что более уверен в себе, спокоен, у меня нет сомнений, я меньше волнуюсь и нервничаю. Я пытался достигнуть стабильности, как можно лучше устроив свою работу в ABADÁ, личную жизнь, семью. Но в одном я уверен, если бы мне нужно было начать с самого начала, я бы пошел абсолютно тем же путем, и капоэйра занимала бы основную часть моей жизни.

     РС: Разве Ваш день рождения не 28-го октября?

     МК: Да, но ведь 50 исполняется не каждый год, поэтому я решил отметить юбилей во время Пятых Всемирных Игр. Так я смогу собрать большее число учеников, друзей и родственников. Мы будем веселиться все три месяца. А в октябре снова будет праздник!

     РС: Он пройдет в Образовательном Центре Местре Бимбы (CEMB)?

     МК: Да, я уже откармливаю быков и овец. В последнее время ОЦМБ доставляет мне большое удовлетворение. Туда я прихожу чтобы вспомнить о своих корнях и набраться новых сил. Атмосфера всегда была очень важна для человека. Я начал понимать степень ее влияния во время "Эхо '92" (всемирной конференции по проблемам окружающей среды и развития), где я учавствовал с ABADÁ-CAPOEIRA . Меня ужаснули тонны негативной информации. С этого момента я озаботился вопросами экологии. Капоэйра тесно связана с экологией. Она помогает человеку взаимодействовать с природой. Я устраивал кампании по высадке леса, переработке мусора, очистке рек и семинары, призывающие моих учеников к экологической сознательности.

     РС: Камиза, 42 года капоэйра играет ведущую роль в Вашей жизни, и тысячи людей следуют по Вашим стопам. Какую чарующую жизненную философию предлагает это искусство-игра-борьба-акробатика?

     МК: Капоэйра вошла в мою жизнь, когда мне было 8. Это моя работа, мой отдых, мой способ общения с семьей и друзьями. Она расширила мои горизонты, помогла понять, что жизнь - игра, научила превращать плохие эмоции в хорошие. Капоэйра вплетена в мою душу и жизнь, она приносит много радости и разочарований. Но одно я отлично усвоил: чем больше проблема, которую ты решаешь, тем опытнее ты становишься; чем сложнее игра, тем сильнее ты становишься. За 33 года, что я живу в Рио, мое желание продолжать бороться ничуть не ослабло. Все идет своим чередом, и моя миссия продолжается - я занимаюсь капоэйра и помогаю в этом людям.

©www.abadacapoeira.ru
http://www.abadacapoeira.ru
Phoenix by
Сайт управляется системой uCoz